Статья 228 УК РФ - поправки и изменения 2025 года
27 мая 2025 года Пленум Верховного Суда РФ принял постановление о внесении в Госдуму проекта поправок в статью 228 УК РФ, направленных на смягчение наказание за приобретение и хранение наркотиков без цели сбыта.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан во исполнение пункта 8 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 января 2024 года № Пр-64 по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 4 декабря 2023 года, и обусловлен необходимостью дополнительной индивидуализации ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также растений и их частей, содержащих наркотические средства и психотропные вещества (далее соответственно – наркопреступления, наркотические средства, наркотики).
Согласно данным статистики в 2019–2024 годах количество осужденных по статьям 228–234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее также – УК РФ) за незаконный оборот наркотиков составляло заметную долю – 13 % от числа всех осужденных. В 2024 году за наркопреступления осуждено 69 921 лицо.
В деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, часто вовлекаются молодые люди, в том числе несовершеннолетние. Из числа осужденных в 2024 году за наркопреступления 33,8% лиц относились к возрастной группе от 18 до 29 лет, 1,8 % лиц на момент совершения преступления не достигли совершеннолетия.
Принятые в течение последних двух десятилетий изменения уголовно-правовых норм о незаконном обороте наркотиков были направлены на усиление ответственности, в том числе на ужесточение санкций и уголовно-правовых последствий судимости. Однако проведенный Верховным Судом Российской Федерации анализ судебной практики позволяет сделать вывод об объективной необходимости более взвешенного подхода законодателя к избранию мер ответственности за такие деяния, если они не связаны со сбытом наркотиков. В связи с этим представляется важным в рамках реализации современной уголовной политики обеспечить дальнейшее расширение средств дифференциации ответственности и индивидуализации наказания, для чего законопроектом предусмотрено внесение соответствующих изменений в ряд статей Общей и Особенной частей Уголовного кодекса Российской Федерации.
Так, предлагается исключить из части 1 статьи 56 УК РФ ссылку на часть 1 статьи 228, часть 1 статьи 231 и статью 233 УК РФ, распространив на осужденных за указанные в них преступления небольшой тяжести общее правило, установленное в названной статье Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации.
На таких осужденных, больных наркоманией, которым назначены не связанные с лишением свободы наказания, суд в силу статьи 72.1 УК РФ будет вправе возложить обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию, что в полной мере согласуется с задачами, сформулированными в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года № 733 (далее – Стратегия государственной антинаркотической политики).
Из части 3.2 статьи 72 УК РФ предлагается исключить указание на части 2 и 3 статьи 228 УК РФ. Это позволит применять к осужденным за наркопреступления, не связанные со сбытом наркотиков, общие правила зачета срока содержания под стражей в срок наказания с учетом того, что характер общественной опасности таких деяний в значительной мере отличается от характера общественной опасности иных преступлений, указанных в части 3.2 статьи 72 УК РФ.
Предложение о распространении на впервые осужденных по части 2 статьи 228 УК РФ действия статьи 82.1 УК РФ, согласно которой в отношении осужденного, признанного больным наркоманией, суд вправе применить отсрочку отбывания наказания в виде лишения свободы для его лечения и реабилитации, основано на результатах анализа правоприменительной практики в отношении наркозависимых лиц.
Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков без цели их сбыта зачастую совершают нуждающиеся в лечении наркозависимые лица (именно их заболевание является фактором, побуждающим к совершению преступления). Предоставление таким осужденным возможности пройти лечение от наркомании станет одним из важных средств ресоциализации личности и профилактики совершения повторных преступлений.
Деяния, ответственность за которые установлена статьей 228 УК РФ, – наиболее распространенные (73 %) среди всех преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В 2024 году за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотиков без цели сбыта, то есть для личного потребления, осуждено 50 802 лица.
За данное преступление санкциями статьи 228 УК РФ предусмотрены длительные сроки лишения свободы, в том числе до 15 лет. Между тем анализ судебной практики указывает на излишнюю суровость этой нормы, тем более что субъекты таких преступлений – потребляющие наркотические средства лица, зачастую нуждающиеся в лечении от наркомании. На избыточность санкций обращают внимание члены Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Общественной палаты Российской Федерации, правозащитники, а также суды.
За незаконный оборот наркотических средств в крупном размере без цели сбыта, для личного потребления, санкция части 2 статьи 228 УК РФ в действующей редакции предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет.
Данные статистики показывают, что за указанное преступление реальное лишение свободы назначается только трети осужденных (в 2024 году – 6 245 лицам из 18 864 осужденных по части 2 статьи 228 УК РФ), при этом максимальные сроки лишения свободы судами назначаются крайне редко. Наказание на срок свыше 5 и до 8 лет назначено 2,0 % осужденных за это преступление к реальному лишению свободы (124 лицам), на срок свыше 8 лет – 0,1 % (9 лицам), тогда как на сроки до 3 лет (менее нижнего предела санкции, в том числе с применением статьи 64 УК РФ) наказание назначено 49,2 % осужденных к реальному лишению свободы.
Между тем преступление, предусмотренное частью 2 статьи 228 УК РФ, в силу положений статьи 15 УК РФ и верхнего предела наказания в виде лишения свободы, установленного в санкции, является тяжким, что влечет соответствующие уголовно-правовые последствия судимости для всех лиц, осужденных по указанной статье, в том числе для тех, которым лишение свободы не назначалось.
Подобное положение свидетельствует о невостребованности и явной избыточности санкции части 2 статьи 228 УК РФ и необходимости ее корректировки в сторону уменьшения.
За преступление, предусмотренное частью 3 статьи 228 УК РФ, в настоящее время установлено наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет. Столь суровые меры ответственности и отнесение деяния к категории особо тяжких преступлений также не востребованы в судебной практике и ограничивают возможность индивидуализации наказания с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о личности подсудимого. Так, в 2024 году по части 3 статьи 228 УК РФ осуждено всего 85 лиц, из них наказание в виде лишения свободы на сроки свыше 10 лет назначено лишь 8 осужденным, в остальных случаях сроки лишения свободы не превышали 10 лет, в том числе 36 осужденным наказание назначено на сроки от 3 до 8 лет.
Выявленные тенденции свидетельствуют о том, что рамки указанных санкций не соответствуют устанавливаемой судами степени общественной опасности каждого преступления.
Законопроектом предлагается установить в санкции части 2 статьи 228 УК РФ наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, а в санкции части 3 этой статьи – до 10 лет без указания нижних пределов санкций. Предлагаемая корректировка санкций и изменение категорий данных преступлений позволят решить обозначенную проблему так, чтобы назначение наказания наиболее полно отвечало целям, указанным в статьях 2 и 43 УК РФ.
Таким образом, законопроект, не предусматривая кардинальной либерализации уголовно-правовой политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, снижает избыточную репрессию имеющихся норм в отношении ограниченного числа вовлеченных в совершение преступлений лиц, в том числе больных наркоманией, молодежи, и направлен на гармонизацию действующего уголовно-правового регулирования указанных общественных отношений. Принятие этой законодательной инициативы обеспечит правоприменителю возможность дифференциации ответственности с учетом всех, в том числе социально значимых, факторов в соответствии с действующими положениями Стратегии государственной антинаркотической политики.
Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации следующие изменения:
1) в части первой статьи 56 слова «за исключением преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 настоящего Кодекса,» исключить;
2) в части третьей2 статьи 72 слова «частями второй и третьей статьи 228,» исключить;
3) в части первой статьи 821 слова «частью первой статьи 228» заменить словами «частями первой и второй статьи 228»;
4) в статье 228:
а) в абзаце втором части второй слова «от трех до десяти» заменить словами «до пяти»;
б) в абзаце втором части третьей слова «от десяти до пятнадцати» заменить словами «до десяти».
Текст статьи 228 УК РФ - здесь
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Уголовный кодекс Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан во исполнение пункта 8 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 января 2024 года № Пр-64 по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 4 декабря 2023 года, и обусловлен необходимостью дополнительной индивидуализации ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также растений и их частей, содержащих наркотические средства и психотропные вещества (далее соответственно – наркопреступления, наркотические средства, наркотики).
Согласно данным статистики в 2019–2024 годах количество осужденных по статьям 228–234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее также – УК РФ) за незаконный оборот наркотиков составляло заметную долю – 13 % от числа всех осужденных. В 2024 году за наркопреступления осуждено 69 921 лицо.
В деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, часто вовлекаются молодые люди, в том числе несовершеннолетние. Из числа осужденных в 2024 году за наркопреступления 33,8% лиц относились к возрастной группе от 18 до 29 лет, 1,8 % лиц на момент совершения преступления не достигли совершеннолетия.
Принятые в течение последних двух десятилетий изменения уголовно-правовых норм о незаконном обороте наркотиков были направлены на усиление ответственности, в том числе на ужесточение санкций и уголовно-правовых последствий судимости. Однако проведенный Верховным Судом Российской Федерации анализ судебной практики позволяет сделать вывод об объективной необходимости более взвешенного подхода законодателя к избранию мер ответственности за такие деяния, если они не связаны со сбытом наркотиков. В связи с этим представляется важным в рамках реализации современной уголовной политики обеспечить дальнейшее расширение средств дифференциации ответственности и индивидуализации наказания, для чего законопроектом предусмотрено внесение соответствующих изменений в ряд статей Общей и Особенной частей Уголовного кодекса Российской Федерации.
Так, предлагается исключить из части 1 статьи 56 УК РФ ссылку на часть 1 статьи 228, часть 1 статьи 231 и статью 233 УК РФ, распространив на осужденных за указанные в них преступления небольшой тяжести общее правило, установленное в названной статье Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации.
На таких осужденных, больных наркоманией, которым назначены не связанные с лишением свободы наказания, суд в силу статьи 72.1 УК РФ будет вправе возложить обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию, что в полной мере согласуется с задачами, сформулированными в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года № 733 (далее – Стратегия государственной антинаркотической политики).
Из части 3.2 статьи 72 УК РФ предлагается исключить указание на части 2 и 3 статьи 228 УК РФ. Это позволит применять к осужденным за наркопреступления, не связанные со сбытом наркотиков, общие правила зачета срока содержания под стражей в срок наказания с учетом того, что характер общественной опасности таких деяний в значительной мере отличается от характера общественной опасности иных преступлений, указанных в части 3.2 статьи 72 УК РФ.
Предложение о распространении на впервые осужденных по части 2 статьи 228 УК РФ действия статьи 82.1 УК РФ, согласно которой в отношении осужденного, признанного больным наркоманией, суд вправе применить отсрочку отбывания наказания в виде лишения свободы для его лечения и реабилитации, основано на результатах анализа правоприменительной практики в отношении наркозависимых лиц.
Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков без цели их сбыта зачастую совершают нуждающиеся в лечении наркозависимые лица (именно их заболевание является фактором, побуждающим к совершению преступления). Предоставление таким осужденным возможности пройти лечение от наркомании станет одним из важных средств ресоциализации личности и профилактики совершения повторных преступлений.
Деяния, ответственность за которые установлена статьей 228 УК РФ, – наиболее распространенные (73 %) среди всех преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В 2024 году за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотиков без цели сбыта, то есть для личного потребления, осуждено 50 802 лица.
За данное преступление санкциями статьи 228 УК РФ предусмотрены длительные сроки лишения свободы, в том числе до 15 лет. Между тем анализ судебной практики указывает на излишнюю суровость этой нормы, тем более что субъекты таких преступлений – потребляющие наркотические средства лица, зачастую нуждающиеся в лечении от наркомании. На избыточность санкций обращают внимание члены Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Общественной палаты Российской Федерации, правозащитники, а также суды.
За незаконный оборот наркотических средств в крупном размере без цели сбыта, для личного потребления, санкция части 2 статьи 228 УК РФ в действующей редакции предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет.
Данные статистики показывают, что за указанное преступление реальное лишение свободы назначается только трети осужденных (в 2024 году – 6 245 лицам из 18 864 осужденных по части 2 статьи 228 УК РФ), при этом максимальные сроки лишения свободы судами назначаются крайне редко. Наказание на срок свыше 5 и до 8 лет назначено 2,0 % осужденных за это преступление к реальному лишению свободы (124 лицам), на срок свыше 8 лет – 0,1 % (9 лицам), тогда как на сроки до 3 лет (менее нижнего предела санкции, в том числе с применением статьи 64 УК РФ) наказание назначено 49,2 % осужденных к реальному лишению свободы.
Между тем преступление, предусмотренное частью 2 статьи 228 УК РФ, в силу положений статьи 15 УК РФ и верхнего предела наказания в виде лишения свободы, установленного в санкции, является тяжким, что влечет соответствующие уголовно-правовые последствия судимости для всех лиц, осужденных по указанной статье, в том числе для тех, которым лишение свободы не назначалось.
Подобное положение свидетельствует о невостребованности и явной избыточности санкции части 2 статьи 228 УК РФ и необходимости ее корректировки в сторону уменьшения.
За преступление, предусмотренное частью 3 статьи 228 УК РФ, в настоящее время установлено наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет. Столь суровые меры ответственности и отнесение деяния к категории особо тяжких преступлений также не востребованы в судебной практике и ограничивают возможность индивидуализации наказания с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о личности подсудимого. Так, в 2024 году по части 3 статьи 228 УК РФ осуждено всего 85 лиц, из них наказание в виде лишения свободы на сроки свыше 10 лет назначено лишь 8 осужденным, в остальных случаях сроки лишения свободы не превышали 10 лет, в том числе 36 осужденным наказание назначено на сроки от 3 до 8 лет.
Выявленные тенденции свидетельствуют о том, что рамки указанных санкций не соответствуют устанавливаемой судами степени общественной опасности каждого преступления.
Законопроектом предлагается установить в санкции части 2 статьи 228 УК РФ наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, а в санкции части 3 этой статьи – до 10 лет без указания нижних пределов санкций. Предлагаемая корректировка санкций и изменение категорий данных преступлений позволят решить обозначенную проблему так, чтобы назначение наказания наиболее полно отвечало целям, указанным в статьях 2 и 43 УК РФ.
Таким образом, законопроект, не предусматривая кардинальной либерализации уголовно-правовой политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, снижает избыточную репрессию имеющихся норм в отношении ограниченного числа вовлеченных в совершение преступлений лиц, в том числе больных наркоманией, молодежи, и направлен на гармонизацию действующего уголовно-правового регулирования указанных общественных отношений. Принятие этой законодательной инициативы обеспечит правоприменителю возможность дифференциации ответственности с учетом всех, в том числе социально значимых, факторов в соответствии с действующими положениями Стратегии государственной антинаркотической политики.
Вносится Верховным Судом
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений
в Уголовный кодекс Российской Федерации
Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации следующие изменения:
1) в части первой статьи 56 слова «за исключением преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 настоящего Кодекса,» исключить;
2) в части третьей2 статьи 72 слова «частями второй и третьей статьи 228,» исключить;
3) в части первой статьи 821 слова «частью первой статьи 228» заменить словами «частями первой и второй статьи 228»;
4) в статье 228:
а) в абзаце втором части второй слова «от трех до десяти» заменить словами «до пяти»;
б) в абзаце втором части третьей слова «от десяти до пятнадцати» заменить словами «до десяти».
Президент
Российской Федерации В.В. Путин
Текст статьи 228 УК РФ - здесь
Практика адвоката по 228 статье УК РФ - здесь
Страница: Статья 228 УК РФ - поправки и изменения 2025 года
Страница: Статья 228 УК РФ - поправки и изменения 2025 года
Здравствуйте ,если такие поправки примут,как это будет происходить уже с осужденным человеком по ст228.ч2?
ОтветитьУдалитьДобрый вечер. Скажите пожалуйста если человек сидит по статье 228 часть 2. Дали семь лет. Отсидел уже три года. Ему срок убавят
УдалитьДобрый день! Срок лишения свободы будет сокращен.
УдалитьСогласно части 2 статьи 10 Уголовного кодекса РФ: если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
Здравствуйте, закон уже принят?
ОтветитьУдалитьА по 1 й 228 как теперь? У меня срок 2г6м
ОтветитьУдалитьА как с 228ч1 ? У меня по ней 2г 6м
ОтветитьУдалитьДобрый вечер!
УдалитьЕсли при назначении наказания по ч. 1 ст. 228 УК РФ у вас уже была судимость за ранее совершенное преступление, поправки никак не уменьшат срок лишения свободы. По сути, никак вам не помогут.
Если судимости не было, наказание по части 1 статьи 228 УК РФ будет смягчено, и возможно что вы бы будете полностью освобождены от отбывания наказания.