Почему при обвинении по статье 228 и ст 228.1 ук рф берется общий вес с примесями - без выделения массы действующего вещества (чистого наркотика)

В недавней практике пришлось защищать женщину, подозреваемую в хранении 0,22 г. амфетамина, выражаясь юридическим языком, в хранении без цели сбыта психотропного вещества в крупном размере. По данным судебной химической экспертизы, концентрация непосредственно афметамина в смеси составила 40 %. То есть, количество запрещенного к обороту вещества составило 0,085 г., что примерно в 2,5 раза меньше утвержденного Правительством крупного размера, составляющего две десятых грамма. С точки зрения здравого смысла, если в чем и можно было подозревать эту женщину, то в совершении правонарушения, а не преступления.

Попробуем разобраться, почему колоссальное количество людей в нашей стране, фактически совершивших административные правонарушение, предусмотренное статьей 6.8 КоАП РФ, максимальное наказание за которое - административный арест на срок до пятнадцати суток, было осуждено по статье 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и отбывают наказание в виде реального лишения свободы.

На основании примечания к статье 228 УК РФ, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ, а также крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации. Данные размеры утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.02.2006 N 76.

Согласно последнего абзаца Списка наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I) наркотическими средствами и психотропными веществами являются «Все смеси, в состав которых, входит хотя бы одно наркотическое средство или психотропное вещество, перечисленное в списке I, независимо от их содержания в смеси».

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, отраженной в пункте 4 Постановления Пленума от 15.06.2006 N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» «Если наркотическое средство или психотропное вещество, включенное в список I (или кокаин, кокаина гидрохлорид) входит в состав смеси (препарата), содержащей одно наркотическое средство или психотропное вещество, его размер определяется весом всей смеси».

По мнению автора данной статьи, такая правовая позиция противоречит здравому смыслу. Так, хранение без цели сбыта 0,4 грамма самого высококачественного, то есть чистого героина, является административным правонарушением. Это же количество наркотика, смешанное с равным ему количеством сахара, весящее 0,8 грамма, «потянет» на хранение без цели сбыта наркотического средства в крупном размере, что может повлечь лишение свободы на срок до трех лет. Те же 0,4 грамма высококачественного героина, смешанные с тремя граммами сахара могут привести к обвинению в хранении без цели сбыта наркотического средства в крупном размере и лишению свободы на срок от трех до десяти лет.

Согласно действующему Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым. Не совсем понятно, о каком справедливом наказании может идти речь, если за одно и то же количество наркотического вещества можно получить административный штраф в 4 тысячи рублей, а можно и провести 8 лет за решеткой. Более того, при таком толковании закона, легко предположить, что меньшее наказание может быть назначено тому лицо, которое хранит или продает наркотические вещества в чистом, неразбавленном виде. На мой взгляд, это стимулирует производство и продажу наркотиков более высокого качества.

Самым известным в последнее время случаем, наглядно выявившем всю абсурдность данной правовой позиции правоприменителей стало уголовное дело в отношении биолога Ольги Зелениной. К ней обратилась защита бизнесмена, импортировавшего в страну 42 тонны пищевого мака. Биолог дала заключение, что, хоть в маке и содержится морфин, из 42 тонн мака почти невозможно, и уж точно, наркопроизводителю было бы не выгодно, выделить 300 грамм морфина. При возможностях современной науки обнаруживать малые количества вещества, мака без мельчайших примесей наркотических веществ не существует. Вместо того чтобы согласиться с заключением ученного высочайшей квалификации, следственные органы возбудили в отношении нее уголовное дело.

Представляется, что Постановления Правительства РФ и Пленум Верховного Суда России нуждаются в корректировке. Ольгу Зеленину спасло вмешательство одного из авторитетнейших научных журналов мира - Nature (http://www.nature.com/news/outcry-over-jailed-russian-chemist-1.11462), назвавшего данную ситуацию «кафкианским кошмаром». Сотни и тысячи людей, не совершавших преступления, осуждены при аналогичных обстоятельствах по статье 228 УК РФ (хранение наркотиков) за совершение административного правонарушения, отбывают наказание в виде реального лишения свободы, и эти люди такой возможности спасения лишены.

П.С. Статья была написана и опубликована в декабре 2012 года. За это время были изменены размеры наркотиков для целей статьей 228 и 228.1 УК РФ и принято новое Постановление Правительства об их утверждении. Фактически поменялись только названия размеров и реквизиты нормативного акта - суть написанного от этого не изменилась.

Адвокат Кудряшов Константин ©
Использование материала разрешено только с указанием имени автора и наличии активной ссылки на станицу.

Комментарии