Об обзоре судебной практики Верховного Суда по уголовным делам за 3 квартал 2025 года и "идеальном преступлении" для Адвокатской газеты

Об обзоре практики по уголовным делам Верховного суда за 3 квартал 2025 года и "идеальном преступлении" для "Адвокатской газеты"
Примечательным является пункт 38 Обзора судебной практики ВС № 3 (2025). Верховный Суд обратил внимание на дело по ч. 4 ст. 111 УК РФ: на почве личных неприязненных отношений и ревности произошла ссора между мужем и женой, будучи в состоянии алкогольного опьянения она нанесла потерпевшему не менее одного удара ножом в область груди справа от чего он в течение нескольких минут скончался на месте происшествия. ВС не согласился с приговором по мотиву неприменения отсрочки от отбывания наказания до достижения детьми возраста 14 лет. Приветствую гуманизм высшей инстанции, но теперь судебная практика может пойти по пути, опасному для жизни супругов.
Применение статьи 82 УК РФ фактически является освобождением от наказания. В делах по ч. 4 ст. 111 УК РФ это может привести к тому, что в ситуации, когда семейная жизнь приближается к разводу, супруге может быть выгоднее не ждать раздела имущества в установленном законом порядке, а пытаться оставит все себе самым радикальным образом. Ведь наказание может быть отсрочено, а потом не наступить. При расторжении брака и разделе общего имущества доли предполагаются равными. В случае смерти супруга в результате преступления совершенного женой она признается недостойным наследником, имущество достается детям, сделки от имени которых до достижения совершеннолетия вправе совершать их мать. Риски для супруга возрастают при наличии собственного бизнеса, приобретенной до брака недвижимости или брачного договора — когда имущество не является общим и не подлежит разделу при разводе, а по наследству детям переходит. В типовой ситуации наличия двоих детей и живой матери погибшего жена через детей получает право распоряжаться 2/3 имущества, а если матери уже нет в живых — 100 %.
ВС называет, какие смягчающие обстоятельства могут быть использованы стороной защиты: раскаяние в содеянном, наличие малолетних детей, противоправность поведения потерпевшего, явка с повинной, оказание помощи непосредственно после совершения преступления (попытка делать потерпевшему искусственное дыхание и вызов скорой помощь), «а также извинения, принесенные потерпевшей, … несмотря на то, что извинения потерпевшей не приняты». Сюжет «идеального преступления» многократно привлекал внимание писателей детективных романов и кинорежиссеров. Полагаю, практика Верховного Суда может увеличить количество желающих воплотить этот сценарий в жизнь.
Адвокат Константин Кудряшов
Комментарии
Отправить комментарий