Дробление бизнеса - налоговая амнистия 2025 г. + 17 признаков дробления бизнеса от ФНС

Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ
(ред. от 12.12.2024)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Статья 6

1. Для целей настоящей статьи используются следующие понятия:

1) дробление бизнеса - разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями) (далее в настоящей статье - группа лиц), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов с превышением предусмотренных статьей 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налогов;

2) добровольный отказ от дробления бизнеса - исчисление и уплата лицами, участвовавшими в дроблении бизнеса, налогов в размере, определенном в результате консолидации по всей группе лиц доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения.

2. Обязанность по уплате налогов, возникшая за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, соответствующих пеней и штрафов, предусмотренных статьями 119, 120 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса, при добровольном полном или частичном отказе лицами, участвующими в дроблении, от дробления бизнеса в отношении налоговых периодов 2025 и 2026 годов прекращается с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

3. Положения части 2 настоящей статьи не распространяются на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений, вынесенные по результатам налоговых проверок и вступившие в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

4. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона приостанавливается вступление в силу решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений, вынесенных по результатам налоговых проверок за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса. Указанное приостановление не отменяет право налогоплательщика на обжалование такого решения налогового органа в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации, и не прерывает течение сроков на обжалование такого решения налогового органа.

5. В случае, если по результатам выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов не выявлено дробление бизнеса, обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, указанная в части 2 настоящей статьи, прекращается с даты вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов. В случае, если за налоговые периоды 2025 и 2026 годов проведено несколько выездных налоговых проверок, указанная обязанность прекращается с наиболее поздней даты из дат вступления в силу решений, вынесенных по результатам таких выездных налоговых проверок.

6. В случае, если выездная налоговая проверка налогоплательщика за налоговые периоды 2025 и 2026 годов налоговыми органами не назначена, решение, вступление в силу которого приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи, вступает в силу 1 января 2030 года. Одновременно с этим прекращается указанная в части 2 настоящей статьи обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов.

7. В случае, если по результатам выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов выявлено дробление бизнеса, решение, вступление в силу которого приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи, вступает в силу одновременно с вступлением в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов. В случае, если за налоговые периоды 2025 и 2026 годов проведено несколько выездных налоговых проверок, в результате которых выявлено дробление бизнеса, решение, вступление в силу которого приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи, вступает в силу с наиболее ранней даты из дат вступления в силу решений, вынесенных по результатам таких выездных налоговых проверок.

8. При установлении факта частичного добровольного отказа от дробления бизнеса в налоговых периодах 2025 и 2026 годов обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, указанная в части 2 настоящей статьи, прекращается в соответствующей части.

9. В случае, если налогоплательщик отказался от дробления бизнеса в отношении налоговых периодов 2025 и 2026 годов только после вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов, обязанность по уплате налогов за налоговые периоды 2022 и 2023 годов, а также пеней и штрафов прекращается при условии добровольного отказа от дробления бизнеса также в отношении налогового периода 2024 года до даты вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам указанной выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов. В случае, если за налоговые периоды 2025 и 2026 годов проведено несколько выездных налоговых проверок, в результате которых выявлено дробление бизнеса, обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, указанная в части 2 настоящей статьи, прекращается при условии добровольного отказа от дробления бизнеса также в отношении налогового периода 2024 года до наиболее ранней даты из дат вступления в силу решений, вынесенных по результатам таких выездных налоговых проверок.

10. В акте налоговой проверки и решении, вынесенном по результатам налоговой проверки за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, описание выявленных нарушений и расчет суммы подлежащих уплате налогов, пеней и штрафов, доначисленных в связи с фактом дробления бизнеса и доначисленных по иным основаниям, производятся отдельно в описательной и резолютивной частях акта и решения. Указанное положение не применяется в отношении актов и решений, врученных налогоплательщикам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

11. В рамках камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций за 2024 год, представленных на основании части 9 настоящей статьи, налоговые органы вправе истребовать в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации информацию, документы, связанные с подтверждением добровольного отказа от дробления бизнеса.

12. Если в отношении налогоплательщика-организации вынесено решение по результатам налоговой проверки, вступление в силу которого приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи, такое решение вступает в силу с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что организация находится в процессе ликвидации, записи о том, что в отношении организации принято решение о предстоящем исключении из единого государственного реестра юридических лиц, или записи о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Одновременно с этим прекращается указанная в части 2 настоящей статьи обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов.

13. В случае, если после прекращения обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов в соответствии с частью 12 настоящей статьи по результатам выездной налоговой проверки установлено, что осуществление деятельности налогоплательщика с использованием дробления бизнеса продолжается в 2025 и (или) 2026 годах иной группой лиц, контроль за деятельностью которых осуществляется теми же лицами, которые ранее контролировали деятельность налогоплательщика, на лица, входящие в состав иной группы лиц, возлагается обязанность по уплате налогов, отраженных в решении, вынесенном по результатам проведения налоговой проверки налогоплательщика за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, пеней и штрафов в связи с дроблением бизнеса.

14. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона направление налоговыми органами материалов налоговых проверок, по результатам которых выявлено дробление бизнеса и вступление в силу решений по которым приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в следственные органы в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, производится после вступления в силу таких решений, за исключением случаев, если возникшая на их основании обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов прекращена.

15. Течение сроков, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации для направления налоговыми органами материалов в следственные органы, в отношении решений, вступление в силу которых приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса, не прерывается в части налоговых правонарушений, не связанных с фактом дробления бизнеса. Если сумма указанной в таком решении недоимки, не связанной с фактом дробления бизнеса, не позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, материалы в следственные органы не направляются, за исключением случаев, если после вступления в силу такого решения в порядке, предусмотренном частью 7 настоящей статьи, общий размер неисполненной обязанности по такому решению позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
12 июля 2024 года
N 176-ФЗ

Письмо ФНС России 
от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@

1. Общие признаки, свидетельствующие о согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью ухода от исполнения налоговой обязанности.

Проведенный анализ судебно-арбитражной практики по делам рассматриваемой категории показал, что исчерпывающий или строго императивный перечень признаков, свидетельствующий об обоснованности выводов налогового органа о формальности разделения (дробления) бизнеса, отсутствует. Необходимо иметь в виду, что в каждом конкретном случае совокупность доказательств, собранных в рамках мероприятий налогового контроля, будет зависеть от конкретных обстоятельств, установленных в отношении участников схемы и их взаимоотношений.

Так, в качестве доказательств, свидетельствующих о применении схемы дробления бизнеса, могут выступать следующие установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства:
  1. - дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) или упрощенную систему налогообложения (далее - УСН)) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;
  2. - применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников данной схемы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности;
  3. - налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;
  4. - участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;
  5. - создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала;
  6. - несение расходов участниками схемы друг за друга;
  7. - прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);
  8. - формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;
  9. - отсутствие у подконтрольных лиц, принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;
  10. - использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети "Интернет", адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т.п.), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т.п.;
  11. - единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими;
  12. - фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;
  13. - единые для участников схемы службы, осуществляющие: ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбор персонала, поиск и работу с поставщиками и покупателями, юридическое сопровождение, логистику и т.д.;
  14. - представление интересов по взаимоотношениям с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) осуществляется одними и теми же лицами;
  15. - показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;
  16. - данные бухгалтерского учета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;
  17. - распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения.
Как показал анализ судебно-арбитражной практики, все или часть приведенных выше признаков могут в своей совокупности и взаимной связи свидетельствовать о формальном разделении (дроблении) бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

При этом, приводимым ниже обстоятельствам уделяется особое внимание в судебных актах, поскольку отсутствие таких доказательств, необходимость установления которых возлагается на налоговый орган в рамках мероприятий налогового контроля, влечет вынесение судебного акта по рассматриваемой категории дел не в пользу налогового органа.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.А.АРАКЕЛОВ


Страница: Дробление бизнеса - налоговая амнистия 2025 г. + 17 признаков дробления бизнеса от ФНС

Комментарии