Об законности провокаций и ответственности за шантаж для "Известий"

Фото с сайта iz.ru

Вопросы журналиста:
Защитники прав потребителей попались на вымогательстве. Они использовали несовершеннолетних для так называемых проверочных закупок — подлавливали кассиров на продаже спиртного (подростки использовали грим и прочие нечистоплотные приемы, чтобы усыпить бдительность продавца). После того как неопытный кассир отпускал запретный товар в ход шли угрозы — обещали сообщить о факте в правоохранительные органы. За молчание приходилось откупаться. Откуп оформляли "соглашением об отсутствии взаимных претензий". Были совершено десятки эпизодов.
1. Допустимы ли подобные провокации со стороны общественных организаций в принципе?
2. Что грозит шантажистам?
3. Какие полномочия есть у так называемых общественных контролеров?

Ответы адвоката:
1. Провоцировать людей и организации на нарушение закона запрещается не только защитника прав потребителей, а вообще никому, даже полиции. В приведенном примере, представители общественности, под видом полезной деятельности, фактически проводили оперативно-розыскные мероприятия и искусственно подстраивали противоправное поведение. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» прямо запрещает подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий. Это серьезный вопрос, на который еще в 2006 году обратил внимание сначала Европейский суд в известном деле «Худобин против России», а потом и Верховный Суд нашей страны. Обе судебные инстанции постановили, что правоохранители могут действовать тайно, но не имеют право заниматься подстрекательством и провокациями.

2. Подобные деяния могут быть квалифицированы как вымогательство, совершенное группой лиц по предварительному сговору, за что по части 2 статьи 163 УК РФ грозит лишение свободы на срок до 7 лет.

3. Так называемые общественные контролеры не обладают никакими полномочиями, предоставленными органам государственной власти. Общественные объединения потребителей по сути вправе лишь наблюдать, выявлять нарушения с такими же правами как и у обычного покупателя и сообщать о нарушения в органы государственного надзора. Еще такие объединения могут обращаться в суд в интересах потребителей, но как равная сторона, с таким же правами, как и у обычного истца. Закон специально оговаривает, что такие контролеры не вправе требовать предоставления документов или совершения действий в объеме большем, чем положено перед обычным покупателем и потребителем.


Адвокат Константин Кудряшов

Комментарии