О надписях с рекламой наркотиков для газеты "Известия"


Фото с сайта iz.ru
Мнение адвоката о надписях с рекламой наркотиков опубликовано в газете "Известия"

В январе 2023 года в московском метрополитене разместили наклейки с рекламой магазина по продаже наркотиков.
Вопросы журналиста:
Текст о рекламе наркотиков в общественных местах. 1. Почему "художники-графисты", трафаретчики и расклейщики без особой опаски продолжают зарабатывать на уличной рекламе запрещенных веществ? 2. Ваш взгляд на проблему. Что следует поменять в законодательстве, чтобы лишить наркорынок наружной рекламы?

Ответы адвоката:
1. Трафаретчики, которые наносят надписи с рекламой интернет-магазинов по продаже наркотиков и по найму сотрудников для таких магазинов, то есть закладчиков, по сути ничем не рискуют. Для того чтобы наказать за пособничество в сбыте наркотических средств и психотропных веществ необходимо их изъять и провести экспертизу, что при таких обстоятельствах фактически невозможно. Также при желании привлечь их к уголовной ответственности могут возникнуть трудности с доказыванием умысла - трафаретчик может пояснить что достоверно он не знал что он рекламирует и не проверял чем занимается интернет-площадка.

2. «Ваш взгляд на проблему». Выскажусь с удовольствием. Проблема несколько шире поднятого вопроса:
Нанесение надписей - лишь видимая часть айсберга, не самая важная и незначительная часть инфраструктуры по продаже наркотиков, поэтому полагаю что криминализация таких деяний ситуацию не изменит.
За последние несколько лет торговля наркотиками в России почти полностью ушла в интернет, стала бесконтактной, что сделало правоохранительную систему перед этой проблемой почти бессильной. Практически все задержанные и осужденные за сбыт наркотиков сейчас это так называемые закладчики, которые за свои деяния обычно получают по 10 лет строго режима. Но задержания и «посадки» этих, как правило, молодых или наркозависимых людей не влияют на скелет, становый хребет наркоторговли — IT-инфраструктуру и маркетплейсы по торговле наркотиками, владельцев площадок и виртуальных магазинов по их продаже, которые в целях безопасности часто находятся за рубежом. Десятилетия оперативники работали с пойманным наркоманами по принципу «сдавай у кого купил или посадим надолго» и таким образом двигались в голове спрута и рано или поздно доходили до главаря, а теперь и потребитель наркотиков и закладчик не может никого сдать потому что он никого не знает так как движение наркотиков происходит бесконтактно. Можно сказать что технологии совершения наркопреступлений опередили и по сути победили методы борьбы с ними.

При этом на бумаге и со статистикой все великолепно. Полиция рапортует об изъятых партиях наркотиков, показывает соответствующее видео, но это 10-15 лет назад изъятие партии наркотиков говорило о перекрытии крупного канала по их распространению и успехе, а сейчас по сути ни на что не влияет, так как владелец магазина, мозг, кошелек и реальный организатор наркоторговли, остается вне зоны досягаемости, сохраняет анонимность пока сам не проявит небрежность, и в тот же день может купить новую оптовую партию и нанять нового перевозчика или закладчика.
Тома уголовных дел по статьям 228, 228.1 УК РФ — о приобретении, хранении и сбыте наркотиков в суде сейчас выглядят почти одинаково и отличаются лишь фамилиями обвиняемых. Наказания за наркотики суровые, но это не сделало их менее доступными.

Поэтому полагаю, что произведенное (в 2012 году) ужесточение наказания за незаконный оборот наркотиков лишь делает преступность более организованной, технологичной, увеличивает ее прибыли, заставляет правоохранительную систему работать вхолостую. Вижу выход из сложившейся ситуации в смягчении карательной составляющей в сторону лечению больных наркоманией, из которых зависимость высасывает все жизненные силы, а государство сделало ставку на их криминализацию, а не на лечение.

Адвокат Константин Кудряшов

Комментарии