Ответы на вопросы издания "Политэксперт" о телефонном мошенничестве и кражах денег с банковских карт


Фото с сайта politexpert.ru

Вопросы журналиста:
Недавно стало известно, что мошенники добавили новое звено в одну из наиболее распространенных схем обмана граждан со звонком от имени службы безопасности банка. Теперь они предлагают клиентам обратиться к "страховому агенту", контакты которого якобы указаны в договоре. Тот убеждает потенциальных жертв перевести деньги на подставной счет. Способы обмануть граждан от лица банковских работников каждый раз меняются. 
1. Какие виды мошенничества существуют сейчас? Какие из них чаще всего используются? 
2. Как клиентам банка не попасться на уловки недоброжелателей? 
3. По последним опубликованным данным ЦБ за I квартал 2021 года, системы дистанционного банковского обслуживания впервые стали лидировать по объему операций без согласия клиентов (по сравнению с другими каналами несанкционированных операций). Объем украденных таким образом средств увеличился в два раза и превысил 1,1 млрд рублей, оценили в регуляторе. Как сами банки могут бороться с этим? 
4. Может быть не стоит запускать такого рода системы дистанционного банковского обслуживания, чтобы минимизировать возможности для мошенников? 
5. И можно ли окончательно победить обманщиков? 
6. Существует ли портрет жертвы для "банковских" мошенников? Каким людям нужно быть более бдительными? 
7. Как поступить, если все же попался на уловки обманщиков? Где искать помощи и есть ли вероятность, что вернуть деньги все-таки удастся?

Ответы адвоката:
1. Можно ли назвать этот способ новым? Схема мошенничества, по сути, остается одинаковой — убеждение жертвы сообщить данные банковской карты, которые необходимы для списания денежных средств. Меняются лишь предлоги, под которым мошенники пытаются это сделать. Самый частый способ, который используют преступники, остается неизменным — это звонок из службы безопасности банка со словами, что с вашей карты осуществлен перевод денежных средств, и с вопросом: "Подтверждаете перевод?" После того как потенциальная жертва сообщает, что никаких денег не переводила, "сотрудник банка" говорит, что для отмены операции нужны данные банковской карты. Если человек сообщает их, деньги с карты похищаются

2. Не попасть на уловку мошенников на самом деле просто — нужно никогда, никакому незнакомому лицу и ни под каким предлогом не сообщать срок действия банковской карты, секретный код, расположенный с обратной стороны карты и код из смс, которое вам направляет банк.

3. Банки не могут эффективно бороться с телефонным мошенничеством, так как тем самым они ограничат свободу клиента по осуществлению расчетов в сети интернет, и как следствие, перестанут быть нужны клиентам. 

4. Значительная часть убийств в стране совершается при помощи обычных кухонных ножей, но это не повод запрещать такие ножи. 
Украденный миллиард, это капля в море от нескольких триллионов рублей законных платежей — за услуги ЖКХ, авиабилеты, продукты в магазине с условием доставки до двери и т. д., которые таким удобным способом расчетов сохранили людям много времени. 

5. Обманщиков победить можно, если вырастет раскрываемость таких преступлений со стороны полиции. Пока это относительно безопасно для мошенников — такие преступления будут совершаются. Как только наказание станет неотвратимы — такие преступления почти прекратятся. 

6. Полагаю, что жертвами мошенников чаще становятся люди доверчивые, а таких больше среди пенсионеров. 

7. Если вы стали жертвой телефонного мошенничества, то необходимо обращаться с заявлением в полицию. При этом, даже если преступники будут найдены, почти наверняка деньги вернуть не удастся. Потерпевший выиграет иск о возмещении ущерба от преступления, но обычно у преступников нет имущества на которое можно обратить взыскание. Поэтому, скорее всего, возместить ущерб не получится.

Адвокат Кудряшов Константин

Комментарии