Ответы на правовые вопросы журнала "Директор салона красоты"

Ответы на вопросы журнала "Директор салона красоты"
 фото с сайта dirsana.ru

Адвокат Кудряшов Константин ответил на вопросы журнала "Директор салона красоты" о том, как салону красоты не терять деньги при отмене записи

Вопрос журнала: "Некий салон красоты, столкнувшись с тем, что клиенты отменяют записи за час до назначенного времени, просит клиентов вносить предоплату в размере 50% на самые загруженные периоды (перед Новым годом, другими праздниками).
- Должен ли салон красоты вернуть предоплату клиенту, если последний отменил запись (за час, за сутки до назначенного времени), при этом у салона возник простой и потеря прибыли?
- Какие документы необходимо подготовить салону и ознакомить с ними клиента, чтобы на законных основаниях не возвращать деньги в такой ситуации?
- Может ли предоплата достигать 100% от стоимости услуги?"

Ответ адвоката:
Короткий ответ: да, так можно поступать, но только при выстраивании определенной юридической схемы и принимая некоторые риски. А теперь подробнее…

Салон красоты занимается оказанием услуг. По общему правилу, согласно статьи 32 Закона о защите право потребителей: «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору». Кроме того, предоплата это аванс, а аванс подлежит возвращению.
Из этого правила следует, что салон красоты обязан вернуть потребителю полную стоимость неоказанных услуг. 
Как же быть салону красоты, который хочет защитить свои экономические интересы? 

Для этого с каждым клиентом, необходимо заключать письменный договор об оказании выбранных клиентом услуг, не важно стрижка это или маникюр, в котором будет содержаться условие, что обязательство клиента обеспечивается задатком. Размер задатка может составлять как 25, 50 % стоимости услуги, так и 100%. 

По закону, соглашение о задатке должно быть совершено в письменной форме, поэтому любые платежи без дополнительных условий, хоть наличными деньгами, хоть банковской картой, будут считаться авансом и подлежать возвращению. Если перед получением платежей с банковской карты салон, путем проставления «галочки», будет попросит клиентов соглашаться с правилами обслуживания, содержащими соглашение о задатке, клиенты, требуя возврата денег, скорее всего, будут отвечать что не ознакомились с такой публичной офертой, а нередко так будет на самом деле и это уже будет похоже на обман клиента. Поэтому лучше заключать соглашение о задатке в письменной форме на бумаге. При этом, заключая соглашение о задатке, салон красоты должен помнить, что если он не сможет оказать услуги, даже по причине предпраздничной загруженности, то он должен будет вернуть задаток в двойном размере. Здесь правила зеркальные — кто не выполнил договоренность, тот потери и понес. В любом случае, согласно Закона о защите прав потребителей любые соглашения, ущемляющие права клиента, являются недействительными, а такое соглашение о задатке, по сути такое ущемление и есть. Поэтому, если клиент пойдет в суд, то, скорее всего, он такой суд о задатке выиграет. С другой стороны, при отказе от получения услуги салон красоты имеет право на удержание фактически понесенных им расходов — на аренду, зарплату и так далее. Таким образом, салоны красоты, работающие «в белую», в суде смогут подтвердить, что их расходы как раз и составили примерно половину стоимости услуги, которую внес клиент. Но суд с потребителем это крайний случай, ведь как клиент такой человек будет потерян для салона красоты, пожалуй, навсегда. Следует понимать, что такие соглашения пустующему салону красоты не нужны — ведь клиенты просто будут выбирать организации с более удобными условиями обслуживания, без лишних бумаг и задатков. Поэтому, если салон красоты и будет вводить такую юридическую схему с использованием задатка, то разумнее делать это только в самых редких и исключительных случаях, в единичные дни в году, например, в канун Нового города и праздника 8-марта. При этом, изменяя условия обслуживания, салону красоты необходимо предупреждать об этом клиентов и ясно и недвусмысленно предупреждать о финансовых последствия отказа от услуг салона в новых условиях.

Комментарии